elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

крутые привиденияВсем нам очень хотелось бы помочь своему ребенку обрести уверенность в общении с людьми. Но как это сделать? Вот приходит ребенок и рассказывает о конфликтах с тем и с этим:  с одноклассником, мамой друга и учителем. Вы пытаетесь объяснить ребенку, в чем он не прав или оправдываете его. Пытаетесь надоумить его, как действовать в будущем. Но через некоторое время с разочарованием понимаете, что все он опять сделал не так, и наступает он на те же грабли. 

Есть дети с особой чувствительностью к окружающим, это природные гении общения, их ничему не нужно учить, они чутко считывают социальный контекст и умеют им интуитивно управлять. Именно родители таких детей уверены, что детей общаться учить не нужно, они сами все осваивают, только не мешай. Но таким даром наделены далеко не все дети, это нечто вроде таланта. Средний ребенок имеет средний, вполне рабочий уровень возможности общения, который можно развивать для того, чтобы человек общался с окружающими гармонично.

Если не лукавить, то приходится признать, что общаться тяжело и многим взрослым. Что такое застенчивость, страх перед новым коллективом, публичным выступлением, неловкость находиться с малознакомым человеком  - известно многим. Как при этом помогать ребенку осваивать то, чем и сам плохо владеешь?

В большинстве случаев невозможно на пальцах рассказать человеку, как общаться с другими людьми, это бесперспективный проект. Но к счастью для этого есть другие возможности.

Одной из основ успешного общения с окружающими является развитый СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ человека. Это способности понимать людей, правильно прогнозировать их поступки, ориентироваться в настроениях общества вокруг вас, коллектива. Тренируются эти способности в практике, чем больше человек фокусирует свое внимание на окружающих, старается понять их внутренний мир: мотивы, настроения, тем более искушенным в этой области он становится.

Я предлагаю вам три интересные практики, которые позволят

- насыщенно провести время с ребенком и укрепить с ним близость

- увеличить его социальную компетентность, помочь лучше понимать людей.

«Портрет»

портреты из фруктовВместе с ребенком выберите «жертву», это должен быть малознакомый человек, например, сосед, случайный попутчик, человек за соседним столиком или тот, кого вы ежедневно встречаете по пути в школу. Составляйте его «портрет», вам нужно предположить (и обосновать!) что это за человек, какая его профессия, какой характер, с кем он живет, что любит и прочее. Чем полнее будет такой портрет, тем интереснее. Важно не увлекаться фантазией, не придумывать историю человека, а именно считывать человека, обосновывать свои предположения.

Вопросы, над которыми интересно подумать:

- какие особенности воспитания этого человека?

- из какой он семьи?

 - профессия человека?

- как он любит отдыхать?

- как он говорит? Медленно или торопливо, а, возможно, он молчун?

 - какие темы могли бы вызвать его интерес? Какие темы у вас могли бы быть общими?

- как он ведет себя в ссоре с людьми?

Попытка понять человека по его внешнему виду требует пристального внимания к нюансам позы, мимики, одежды, взгляда, движений человека. Именно так мы развиваем свое понимание людей, гибкость в общении, способность действительно видеть других людей. Со временем навыки совершенствуются и становятся частью натуры ребенка.

Игра подходит детям примерно от 10 лет. Поначалу  детям «портреты» даются непросто, так что ведущую роль в игре берет на себя взрослый. Чаще составляя портреты, вы научите ребенка делать это более ловко. Если ребенку трудно войти в игру, используйте кино. Рассмотрите героев кино и проследите связь характеров и образа жизни с одеждой, лицом и пластикой героев. Порассуждайте вместе с ребенком почему тот или иной герой выглядит именно так, а не иначе, как это связано с его внутренним содержанием, характером.

«Ботинки»

яркие ботинкиЗабавная игра, также побуждающая участников включить наблюдательность и анализировать информацию, поступающую к нам от окружающих.

На улице или в общественных местах обращайте внимание на обувь людей. Попробуйте создать «портрет» ориентируясь только на внешний вид обуви.

- где работает «хозяин ботинок»?

- сколько ему лет?

- что можно сказать о его характере? Аккуратный человек или нет, хочет произвести впечатление или равнодушен к этому и проч.?

- куда идет этот человек?

- можно ли сказать что-то о его увлечениях?

Количество и интересность вопросов зависят от возраста ребенка и творческого уровня игроков.

Побочным продуктом игры может стать большее внимание, которое будет ребенок уделять уходу за СВОЕЙ обувью.

Игра подходит детям от 10 лет

«Как человек слушает»

заткнула ушиИгра в «слушание» более сложная, часто требует дополнительного объяснения и обсуждения с ребенком. Часто и взрослые должны настроить фильтр своего внимания определенным образом, начать более полно осознавать нюансы поведения окружающих. Только в случае такой подготовки игра состоится.

Подготовка:

Обдумайте сами и поговорите с ребенком о том, как люди ведут себя во время «слушания». Слушают люди очень по - разному, в зависимости от:

- ситуации

- того, с кем человек говорит

- характера слушающего.

В ссоре мы слушаем напряженно, раздраженно, ожидая времени, чтобы прервать собеседника и вставить свой аргумент.

В разговоре с другом  наше «слушание» доброжелательно.

Разговаривая с тем, кто нам несимпатичен у нас включается отстраненное или критическое «слушание». По разному слушают нас  люди разных профессий, при исполнении своих служебных обязанностей. Так есть нюансы «слушания» учителя, чиновника, полицейского, священника, продавца, сантехника, официанта  и т.д.

«Слушание» отличается в зависимости от того, когда мы обращаемся к человеку: занят он, сосредоточен на себе, отдыхает или мается от скуки.

«Слушание»  будет разным, в зависимости от того, ЧТО мы обращаем к человеку: замечание, просьбу, вопрос  или комплимент.

Подготовка к игре в «Слушание» принципиально важна, она отрывает ребенка от его эгоцентрического мира и обращает к людям вокруг него, к тому факту, что у окружающих есть множество резонов реагировать так или иначе. У не особенно ловких в общении детей есть значительный дефицит именно понимания настроений ДРУГИХ.  

В качестве дополнительного тренажера можно использовать эпизоды кино. Остановите видео на том моменте, когда какой - то герой должен среагировать на другого персонажа и предположите вместе с ребенком – что это будет за реакция. Объясните свое предположение в связи с характером героя и обстоятельствами.

Ход игры:

Для игры подойдут  как знакомые, так и незнакомые люди. Выделите человека и предположите, какой характер его «слушания»? Как отреагирует человек, если к нему обратиться с

- просьбой

- комплиментом

- вопросом

- замечанием.

Дайте понять ребенку, что ответы на эти вопросы не очевидны и требуют концентрации внимания. Вовсе необязательно, например, на комплимент человек реагирует радостно, часто настороженно. Также не все раздражаются на критику, многие реагируют чувством вины и угодливостью, это зависит от характера человека.

Для анализа выбирайте разные ситуации: отдых на пляже, обед в кафе, очередь на регистрацию, ожидание приема врача, поход в магазин.

Игра учит ребенка понимать других, прогнозировать реакции окружающих, отличать свои желания от интересов других, размывает эгоцентрическую позицию.

В зависимости от развития речи и социального интеллекта ребенка (и взрослого, предлагающего игру) игра подойдет детям от 10-12 лет.

Ребенку, который легко общается с окружающими такие игры, как правило, просто интересны (если вы имеете с ребенком хороший душевный контакт).  Он интуитивно умеет и любит наблюдать за окружающими.

Ребенку не особенно ловкому в общении игры очень полезны, но ему трудно вникнуть в суть игры, так что понадобится активная помощь взрослого. Не нужно пугать его сложными вопросами или настаивать, чтобы он «подумал».  Лучше предоставьте ему поначалу следить за ходом вашей мысли.

Игры часто оказываются полезными и взрослым людям.

Помимо задачи усиления социального интеллекта ребенка, игры помогают укрепить доверительный теплый контакт с ребенком. Это, пожалуй, главная цель, так как без такого контакта влияние на ребенка практически не возможно.

Еще о социальном интеллекте ребенка можно прочитать ЗДЕСЬ. 

© Елизавета Филоненко

 

Вопрос-ответ

Если у вас есть вопросы или проблемы связанные с отношениями в семье, напишите мне. Ответ будет опубликован в разделе "вопрос/ответ"

Задать вопрос

Запись на прием

Расскажите обо мне!

Пусть Ваши друзья и знакомые узнают о этом сайте! Заходите на страницы данного портала в любимой социальной сети!

 

vkontakte copy

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.