elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

9Что стоит за неприятным поведением ребенка, когда он грубит, слишком плаксив, ленится или делает что-то вам назло? Как правило, это не злой умысел, не попытка взорвать авторитет родителей, а негативные эмоции, с которыми ребенок просто не в состоянии справится. Но взрослые не учат ребенка управлять своим внутренним миром, а чаще просто применяют карательные меры, реагируя на внешние проявления проблемы. Грубит – наказать, ленится – заставить, ноет – высмеивать. И зачастую это весьма примитивные методы воздействия.

Конечно, грубость, лень и прочие неприятные проявления ребенка не должны встречаться с распростертыми объятиями. Однако, воспитание  - это не просто система реакций на поведение ребенка, это осмысленный и глубокий процесс, который должен развивать ребенка.

Одно из важных направлений этого развития  - освоение ребенком мира чувств человека, когда он учится понимать себя и других. Именно этот вектор развития в конечном итоге гораздо больше, чем разные хитрые санкции влияет на поведение ребенка.

Здесь я хочу предложить вам вариант разговора с ребенком о ЧУВСТВАХ и о том, как можно их выражать.

Больше о том, как учить ребенка справляться с эмоциями детей можно прочитать ЗДЕСЬ.

Важно: дети дошкольного возраста плохо распознают эмоции, хотя и с ними возможны разные формы их изучения. Но текст ниже подойдет для разговора с детьми ОТ 6 лет!

***

Чувства рождаются внутри нас. А как другие узнают о том, что мы чувствуем? А может для них это вообще тайна за семью печатями?

У всех нас есть любимые способы выражения своих чувств. Кто - то обижаясь, предпочитает скрывать это, делать вид, что все окей. Кто-то плачет, кто-то бросается на обидчиков с кулаками. Один, когда сердится, готов лезть в драку, а другой замыкается и может просто лопнуть от злобы.

Я хочу предложить тебе сыграть в игру:

Придумай вместе с РОДИТЕЛЯМИ как можно больше способов вести себя, когда ты:

– разозлился;

– гордишься;

– разочарован;

– обижен;

– счастлив.

Можно придумывать даже фантастические или юмористические способы, главное, объяснить, как способ связан с чувством.

Так как же в реальной жизни поступать со своими чувствами? Как показать людям, что ты рад, злишься, обижен или гордишься?

Некоторые думают, что показывать надо «строго как попало»! То есть налетело на тебя чувство гордости, например, так и носись по коридорам с торжествующими воплями! А если уж разозлился, то круши все на своем пути, пока камня на камне не останется! Вот это жизнь!

Важно! На самом деле, ты можешь ВЫБРАТЬ СПОСОБ, как тебе показывать свои чувства.

Обрати внимание, что некоторые способы опасны для окружающих людей.

Так, если крупный мужчина в гневе решает не стеснять себя, то находиться с ним может быть опасно.

дым из ушейА есть способы, которые опасны для тебя самого. Так, если никогда и никому не показывать своего гнева или обиды, то, перегреваясь, внутри человека, они могут нарушить его здоровье.

Есть способы выражения чувств, которые оскорбительны для других людей. Если даже тебе очень смешно видеть, как на твоих глазах упала пожилая женщина, смеяться значило бы проявить верх бестактности!

Есть и такие способы, которые будут унижать самого человека. Так, если на спортивных соревнованиях боксер покажет во всей красе, как он боится противника, то это выставит его в крайне невыгодном свете.

Итак, чувства свои нужно выражать не как попало, а УМЕСТНО!

Если в твоей жизни есть проблемы, например, ребята не хотят с тобой дружить, родители постоянно недовольны, подумай, не выбираешь ли ты те способы выражения своих чувств, которые обычно не нравятся окружающим!

Практика!

1. Что чувствуют ребята?

Посмотри вместе с родителями кино про детей. Обсуди с родителями, что чувствуют ребята в разных ситуациях. Постарайся заметить, как именно, по каким признакам ты понимаешь, что чувствуют ребята.

2. Что чувствую Я?

Расскажи  взрослым любую историю о себе, например, о том, как ты ходил на день рождения. Старайся включить в свой рассказ описание своих чувств.

3. Как мы выражаем чувства?

Рассмотри предложенные ситуации. В них выделено ЧУВСТВО, которое  испытал герой  истории, также приведены разные способы выражения этих чувств.

Найти способы, которые:

– разрушительны для других

– разрушительны для тебя самого

- оскорбляют окружающих

- унизительны для тебя

Найди для каждого случая также самый лучший способ!

  • энгриТы обнаружил, что сосед по парте уютно разложил свой завтрак на твоей раскрытой тетрадке, и жутко разозлился. Что лучше всего сделать?

– ударить соседа по голове, чтоб больше так не смел делать!

– промолчать с холодным лицом, пусть твоя холодность и жуткое настроение будут ему наказанием.

– сделать вид, что не произошло ничего, ведь сосед не нарочно, а злятся только плохие ребята!

 – резко обругать соседа, чтоб знал, какой он идиот!

– свалить завтрак соседу в портфель, чтоб понял, каково это, когда портят твои вещи!

– сказать о том, что ты разозлился и назвать причину.

– пожаловаться учителю, пусть он разбирается.

  • Вы с друзьями собирались вместе посмотреть кино. Но… после выходных обнаружилось, что один из ребят собрал всех у себя в гостях, они смотрели то самое кино, а тебя не позвали. Ты обиделся.

обезьянка обиделасьЧто лучше сделать?

– позвать ребят к себе, не пригласив того, кто раньше не пригласил тебя.

– надуться и ни с кем не разговаривать.

– дружелюбно спросить, почему ребята не позвали тебя, возможно, у них была какая-то причина.

– начать внимательно наблюдать, возможно, ребята относятся к тебе не очень хорошо, и пришла пора подыскать себе нового приятеля. Может, настало время понять, кто и как к тебе в действительности относится и не строить замков из песка?

– услышав печальную новость, громко разреветься и уйти звонить и жаловаться маме.

– узнав неприятную новость,  позволить себе выглядеть огорченно, но ребят не обвинять.

– рассказывать ребятам, как ты расстроен, ныть и говорить: «А вот с тобой бы так поступили, тебе приятно было бы, да-а-а?»

  • Ты единственный из всего класса получил «5» за годовую контрольную работу по математике. Многим из класса предстоит переписывать работу, учитель ставит тебя в пример всему классу. И ты испытываешь законную гордость.

пятьКак лучше поступить?

–стараться подробно выяснить, какие именно оценки получили одноклассники, чтобы еще раз подчеркнуть свою славу.

– прыгать от радости, не обращая внимания на расстроенных одноклассников.

– не подчеркивать своих достижений среди ребят, но найти человека, которому можно рассказать о своем успехе.

– никому не говорить, потому что хвастаться очень стыдно.

– внутренне испытывать гордость, но не привлекать внимания к своему чувству, а посочувствовать наиболее близким приятелям, друзьям из класса.

– сказать себе, что гордиться плохо и постараться загнать гордость в подвал своего сознания

  • Родители сообщили тебе, что планируется поездка в Диснейленд, ты страшно рад и счастлив. Как показать свою радость?

прыгает на зеленом фоне– прыгать и кричать от радости, услышав новость.

– открыть окно и орать на всю улицу, пусть все знают, какое счастье пришло в ваш дом.

– рассказать близким друзьям о своей радости.

– постараться рассказать как можно большему числу ребят о своей новости. Особенно подробно рассказать тем ребятам, кому такие счастливые поездки  не светят. Так ты испытаешь кроме радости еще и чувство превосходства над ребятами.

– планировать и обсуждать поездку с родителями, чтобы  снова переживать радость и предвкушение.

– не показать радости никому из ребят, чтобы тебе не завидовали.

– стараться умерить радость, чтобы не сглазить, а то будешь радоваться, а вдруг что-то сорвется!

***

Разговору с ребенком лучше уделять сто процентное внимание, не занимаясь ничем иным параллельно. Не стоит давать ему читать текст самостоятельно, даже если он хорошо читает. Лучше всего разбирать ситуации с ребенком медленно, давая пространство его собственным суждениям. 

Вам также может быть интересно, как говорить с ребенком о том

КАК НАХОДИТЬ ОБЩИЙ ЯЗЫК С РОВЕСНИКАМИ

КАК ГОВОРИТЬ «НЕТ!» И СОХРАНЯТЬ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

КАК НРАВИТЬСЯ ЛЮДЯМ

© Елизавета Филоненко 

 

 

Запись на прием

Читайте в соцсетях!

Заходите на страницы данного портала в вашей любимой социальной сети!

vkontakte

facebook

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.

разработка и продвижение

logo em bold