elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

мальчикиЗачастую дети, испытывающие трудности с ровесниками, не идут к взрослым с прямым вопросом – как им прокачать свои навыки общения? А если и идут, то формулируют свои затруднения с большим трудом. Вы поможете своему ребенку, если сами откроете сложную тему. Поговорите с ребенком о важном!

***

Каким мальчиком или девочкой лучше быть? Таким, как все? Не высовываться и не навлекать на себя любопытные или насмешливые взгляды, критику?

Или особенным, совершенно исключительным? Чтобы вызывать интерес, уважение, даже восхищение других…

У тебя есть две стороны: одна похожа на других людей, другая совсем своя, особенная, не похожая ни на кого. Если уделять внимание только одной стороне, забыв о другой, будут неприятности.

Вот, например, один и тот же ребенок может иметь часть «Как другие», в которой будет вот что:

– люблю бегать

- люблю каникулы

- обожаю игры (особенно компьютерные)

- хочу дружить с ребятами

- иногда ленюсь

- люблю смотреть мультфильмы

- у меня те же чувства, что у других.

 И тот же самый ребенок будет иметь другую часть  - «Я особенный». В нее будет включаться то, что делает его непохожим на других ребят:

- смешливый

- увлекаюсь динозаврами

- много путешествовал

- получил первую премию на чемпионате по танцам

- немного «плакса» (меня легко расстроить)

- очень боюсь лягушек)))

Практика

Составь свой собственный портрет! Напиши два списка, одни из них будет описывать часть «Как другие», другой посвящен части “Я особенный». В части «Как другие» и в части «Я особенный» могут быть записаны и твои самые замечательные качества, и весьма обычные или даже не очень хорошие. Например, в части, где ты особенный, – сильная вспыльчивость или даже драчливость. Что уж тут хорошего? Но все качества своего характера надо знать.

В части «Я особенный»  могут быть записаны твои увлечения, желания, твои победы и т. д. Например: получаешь призы на конкурсах, мечтаешь сняться в каком-либо фильме…

А есть качества, которые трудно отнести к одной или к другой части, они где - то посередине. Этими качествами обладают многие ребята, но не абсолютно все. Их тоже можно записать в отдельный список!  

мальчик в пиджакеУ некоторых ребят сильно развита часть «Я особенный», и они почти не понимают часть «Как другие».  Они видят и чувствовуют себя ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ и УНИКАЛЬНЫМИ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ.  Они не знают о той свой части, где они такие же, как все мы: нуждаются в поддержке, хотят играть с другими ребятами, любят то, что любят все дети. И это очень печально так как это делает их одинокими!

Но бывает и по-другому. Иногда ребенок не осознает той стороны, которая называется «Я особенный». Он становится уже  настолько КАК ВСЕ, что теряет свою уникальность. Такого человека бывает трудно выделить из толпы ребят, никто им не интересуется – что есть человек, что нет его. Скучно с ним, да и ему скучно…

Важно!  Ты не такой, как все, и ты не совершенно особенный. Правда в том, что в тебе живут обе эти части: ты одновременно и как все, и особенный. С чем тебя и поздравляем!

Итак, теперь ты знаешь, что у нас есть две стороны –«Как другие» и «Я особенный». В некоторых случаях уместно показывать одну часть себя, а где-то пригодится другая.

Практика

Вот несколько примеров. Реши, удачно ли ребенок показывает свое сходство с другими и свои особенности.

  • Дети увлеченно играют в салочки. Незнакомый мальчик подходит к ним:

–наблюдает и говорит: «Можно мне с вами, я тоже здорово бегаю!»

–наблюдает и говорит: «Что там в салочки бегать… я вот в субботу на пейнтбол ходил!»

Какой вопрос тебе кажется удачнее? Почему? Какую часть себя в одном и другом случае показал мальчик?

  • Девочка сидит и разгадывает кроссворд:

–мальчик подходит и говорит: «А мне вчера новые ботинки купили, на колесиках!»

–мальчик подходит, наблюдает и говорит: «Здорово ты угадала слово! Я тут не догадался, а вот это слово я знаю, это „удав“. Мы с братом тоже любим разгадывать, давай вместе?»

Какой вопрос удачнее? Почему? Какую часть себя показывал мальчик?

  • Три девочки катаются с горки, подходит четвертая:

«А можно еще в снежки поиграть, я здорово кидаю!»

«Можно с вами? Смотрите, какой способ я придумала: можно скатываться и вращаться одновременно!»

Какой способ присоединения к компании более удачен? Почему? Какую часть себя показала девочка?

Как правило, при первом знакомстве лучше искать то, что тебя объединяет с ребятами. То есть показывать часть «Как другие». В последнем примере девочка показала, что может придумывать новое в игре. Но она все же не нарушает игру девочек, не предлагает бросить катание и пойти лепить снеговика. Она просто предлагает сделать игру увлекательнее.

Когда же приходит время части «Я особенный»? Есть все основания показать свои особенности,  если ты познакомился с кем - то довольно близко, сдружился. Твой друг, конечно, нуждается в том, чтобы ты был интересным и особенным, мог придумывать что-то необычное, умел делать интересные штуки. И тут нет никакой нужды, скрывать свои таланты. Если ты во всем будешь идти за своим приятелем, только соглашаться и поддакивать, ему будет скучно с тобой.

Однако, не забывай твой приятель тоже нуждается в том, чтобы проявить свои таланты и необычные черты. Сделай так, чтобы у него было для этого место и время.

Бывало ли в твоей жизни так, что кто-то знакомый тебе стремился занять своими талантами все пространство, рядом с ним было просто тесно, и ты чувствовал себя пустым местом?

поливает звездуСтарайся давать другим показать свои достоинства!

В жизни ситуации, когда тебе нужно показать одну или другую свою часть, сменяются, и нужно внимательно следить за тем, что вокруг тебя происходит, чтобы понять, как лучше себя вести.

Есть ситуации, когда обе части нужны одновременно! Например, ты приехал в лагерь, и на общем сборе всех попросили рассказать о себе. Это как раз тот случай, когда хорошо бы показать, что роднит тебя с другими, а что отличает. Ребята и взрослые сразу смогут понять тебя лучше, а это значит, им будет проще завязать с тобой дружбу.

Практика 1

Подумай над этими ситуациями.

В каких их них лучше показать часть «Я особенный»?

В каких ситуациях лучше выставить вперед те качества, что роднят тебя с другими?

Есть ли ситуации, которые требуют от тебя демонстрации обеих частей: «Как другие» и «Я особенный»?

  • Мальчик собирается присоединиться к игре в вышибалы.
  • Дети готовят школьный спектакль.
  • Намечается конкурс «Наши таланты».
  • Ты первый день в новом классе, тебя попросили рассказать о себе.
  • Двое ребят играют в компьютерную игру, девочка хотела бы к ним присоединиться.
  • Ты пришел в гости к приятелю, вы решаете, чем заняться.
  • Ваш класс разучивает песню, которую вы должны спеть хором на школьном концерте.
  • Ты вместе с другими ребятами пришел на день рождения к другу.

Практика 2

Иногда полезно просто порассуждать.

 Попробуй ответить на вопросы, обсуди с родителями:

– Что будет, если всегда показывать часть «Я особенный»?

Сочините вместе с родителями сказку про мальчика, который всегда и везде показывал только эту часть себя.

–Что будет, если навсегда спрятать часть «Я особенный» и показывать только часть «Как другие»?

Расспроси родителей, были ли в их в жизни случаи, когда они постеснялись показать, что они особенные… а стоило бы.

 

ЗДЕСЬ И ЗДЕСЬ вы найдете другие темы для разговора с ребенком. Используйте их, чтобы улучшить эмоциональный контакт с ним и помочь ребенку ДРУЖИТЬ!

© Елизавета Филоненко

 

Вопрос-ответ

Если у вас есть вопросы или проблемы связанные с отношениями в семье, напишите мне. Ответ будет опубликован в разделе "вопрос/ответ"

Задать вопрос

Запись на прием

Расскажите обо мне!

Пусть Ваши друзья и знакомые узнают о этом сайте! Заходите на страницы данного портала в любимой социальной сети!

 

vkontakte copy

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.