elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

Умение говорить «Нет!» и определенная независимость от мнения окружающих – две важные вещи, которым нужно учить ребенка. Но, ни для кого не секрет, что часто СОБСТВЕННОЕ стремление всем угодить и боязнь отказать другим  - проблема и для самих взрослых. Уча ребенка, мы учимся сами, осмысливаем свои собственные убеждения и свой опыт.

Поговорите с ребенком о важном!

***

Сегодня наш разговор посвящен Чувству Собственного Достоинства, которое каждому совершенно необходимо!

мальчики звездыЧувство Собственного Достоинства– это уверенность в том, что ты – ценный человек, что ты имеешь право на свои мысли и чувства, имеешь право делать свой собственный выбор, имеешь право думать  так, как свойственно именно тебе, высказывать и отстаивать свое мнение. Даже имеешь право на свои собственные ошибки!

Даже если у тебя проблемы, если некоторые твои качества тебе не нравятся, все же ты – Достойное Человеческое Существо. Не сомневайся в этом.

Иногда дети, особенно те, кого часто отталкивали другие, склонны временно терять связь со своим Чувством Собственного Достоинства. Они так стремятся понравиться другим, быть приятными, что могут увлечься этим слишком сильно. 

Тут могут быть сразу две ловушки:

– стремление угодить всем

и

– неумение сказать другим «Нет!»

 

Первая опасность: стремление ВСЕМ угождать и нравиться

лайкНикогда не стремись понравиться всем без исключения.

Во-первых, это просто невозможно. Представь себе, что ты любишь активность, шумные игры, спортивный стиль в одежде и зажигательную музыку. Ребятам со схожими вкусами это, конечно, придется по душе. А как быть с теми, у кого они совсем другие? С теми, кто любит тихие игры, вальсы и розовые рюшечки? Им вряд ли понравятся твои увлечения.

Не нужно стараться вызвать одобрение всех на свете людей, ведь вкусы у всех разные. И это касается не только музыки, игр, кино, но и качеств характера человека. Кому-то нравится общаться со спокойными, тихими детьми, а с теми, кого называют сорвиголова, им неуютно.

Кому-то хорошо с мечтателями и любителями книжек, а кому-то – с теми, кто не прочь немного пошалить. Так как же в этих условиях нравиться всем? Это невозможно и не нужно!

Отнесись спокойно к тому, что кому-то из ребят ты будешь нравиться больше, кому-то меньше, а кому-то, может, и вовсе не будешь нравиться.

Во-вторых, стремясь получить одобрение каждого, ты рискуешь потерять самого себя.

Потерять себя – значит, подчиняясь чьей-то воле, лишиться качеств, особенностей поведения, которые отличают тебя от других.

мальчик у стеныПотеря себя – это очень печальное событие! Пытаясь всем угодить, ты можешь забыть, а что же ты любишь на самом деле.

Ты имеешь полное право быть самим собой: любить то, что любишь ты, вести себя так, как считаешь нужным, чувствовать то, что свойственно именно тебе!

Сделай для других что-то приятное, но не превращайся в прилипалу и подхалима, который стремится угодить всем на свете. 

Внимание: Прилипалы и Подхалимы!

Есть такие ребята – Прилипалы и Подхалимы, которые пытаются понравиться всем. Они стараются услужить другим, и делают это через край, напоказ. Или хвалят других, льстят им, часто неискренне, только для того, чтобы понравиться.

Это именно те дети, которые утратили связь с Чувством Собственного Достоинства. Таких детей не любят, избегают, не хотят с ними дружить. И если и не отталкивают таких Прилипал и Подхалимов, то только потому, что воспринимают их как своеобразных пажей. Некоторым ребятам нужна вот такая «свита»: кто во всем соглашается с ними, стремится угодить, слушается и расхваливает их. Вот для такой роли и подходят Прилипалы и Подхалимы…но это, кажется, не то, что тебе нужно?

Подумай, есть ли среди твоих знакомых ребят те, кто собирает вокруг себя «свиту»?А есть ли те, кого бы ты мог назвать Прилипалой или Подхалимом?

ЗДЕСЬ можно прочитать о том, как нравится людям. Но, стараясь вызвать симпатию, не попадись в ловушку, не становись похожим на Прилипал и Подхалимов!

 Вторая опасность – страх сказать «Нет»!

Это неправда, что для того, чтобы нравиться ребятам, ты обязан всегда делать именно то, чего они хотят от тебя. Очень важно уметь придерживаться своих собственных решений, убеждений. Например, ты можешь отказаться участвовать в игре, которая опасна или неприятна тебе. Ты можешь не сделать того, о чем тебя попросили, если считаешь, что это неправильно или кому-то повредит.

noНекоторые думают, что говоря «Нет!» другим ребятам, они становятся с ними чуть ли не врагами. Ты можешь рассуждать так: если я откажусь участвовать в каких-то шалостях или проделках, ребята сочтут, что я зануда, и отвернутся от меня.

Так что же, соглашаться со всем, даже если считаешь это неправильным, лишь бы тебя любили?

Конечно, нет! Важно всегда сохранять связь с Чувством Собственного Достоинства и уверенно говорить «Нет!», если действительно не хочешь что-то делать.

Важно! Говоря «Нет!», отказываясь участвовать в том, что тебе не нравится, лучше оставаться дружелюбным. В этом и есть главный секрет. Если ты остаешься настроенным дружелюбно, отказ не оттолкнет от тебя других ребят.

Откажись делать то, что  тебе неприятно, но при этом не показывай, будто ты – Само Совершенство! В конце концов, каждый отвечает за себя. Другой человек может решать по-своему, предоставь ему это право.

Практика!

Рассмотри примеры и попробуй уловить разницу в том, какими словами ребенок отказывается делать что-то. Найди отказы, которые выглядят более враждебными. Найди слова, благодаря которым речь ребят выглядит враждебной, указывает на то, что они считают себя лучше других.

  • Мальчик постарше предлагает ребятам попробовать курить. Все согласились, кроме Наташи. Прочитай два варианта отказа и обдумай их.

– Курить вредно, разве вы не знаете, что курят одни только придурки?

– Я курить не буду. Я действительно уверена, что это вредно. Но каждый решает сам.

 

  • Ребята нашли гараж с привлекательной кучей сухих листьев рядом с ним и решили прыгать с гаража в ворох листвы. Илья отказался прыгать вместе со всеми.

 Перед тобой два варианта отказа. Обдумай их. Какой вариант выглядит более враждебным?

– Я не пойду прыгать с гаража, я думаю, что это на самом деле опасно.

– Вы, что идиоты? Не в курсе, что так нельзя?

  • В лагере в день посещения родителей к Марине не приехали папа с мамой. Девочка была расстроена, плакала. Под вечер ребята решили разыграть девочку, сказав, что мама ждет ее у входа. Ольга отказалась участвовать в розыгрыше.

Перед тобой два варианта ее отказа. Обдумай их.

Какой вариант тебе кажется правильным?

– Я не буду участвовать в розыгрыше Марины. Я уверена, что это очень жестокая шутка. Только представьте себя на ее месте!!

– Так поступают только очень плохие дети. Как вам не стыдно? Я расскажу о ваших шутках вожатому!

 

В первых двух примерах, я уверена, тебе было проще найти правильную форму отказа. А последний случай намного труднее. Как правильно поступить? Заступиться за Марину, пригрозив сообщить вожатому? Или просто уйти в сторону, отказаться участвовать в жестоком розыгрыше? Обсуди этот вопрос с кем-то из взрослых, спроси, как бы поступил он.

Важно! Если ты отказываешься осуждать других, но сам совершаешь правильный выбор,  не боишься смело заявить об этом, ты послужишь для ребят хорошим примером!

рыбкиМножество ребята просто боятся выступить против большинства, поэтому соглашаются на неблаговидные поступки. Но когда находится кто-то смелый, тот, кто говорит «Нет!», то к нему уже проще присоединиться. Если ты ведешь себя уверенно, у тебя найдутся последователи. Увидев твой пример, ребята станут смелее, и вас станет больше. А критикой («вы плохие, плохие!») ты только настроишь ребят против себя.

Вместо того, чтобы рассказывать ребятам, какие они нехорошие, раз затеяли запрещенную игру, попробуй предложить им какую-то свою игру.

Довольно часто твои приятели задумывают какую-нибудь опасную или неприглядную игру тогда, когда им просто скучно.

Совсем необязательно, что твои приятели жаждут сделать нечто запретное. Возможно, просто удачных идей не пришло им в голову…

Если ты отказался участвовать в опасных затеях, предложи ребятам что-то свое. Если предложение удачное, ребята согласятся. К тому же, у тех, кто также не хочет участвовать в опасной игре, но боится сказать «Нет!», появится настоящий шанс сделать правильный выбор.

Итак, чтобы понравиться ребятам, не стоит делать того, что ты считаешь нечестным или опасным. Откажись от действий, которые тебе не нравятся, но не становись враждебным по отношению к ребятам и не считай себя лучше других. Каждый выбирает за себя!

Помни, что даже если ребята будут тобой недовольны из-за твоего отказа, небо не упадет от этого на землю. Ребята не отвернутся от тебя окончательно, если ты интересный человек и тебе есть что предложить другим.

***

О том, как учить ребенка нравиться другим, можно прочитать ЗДЕСЬ.

© Елизавета Филоненко

 

Запись на прием

Читайте в соцсетях!

Заходите на страницы данного портала в вашей любимой социальной сети!

vkontakte

facebook

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.

разработка и продвижение

logo em bold