elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

К сожалению, дети иногда болеют, и родителям приходится их лечить и стараться уберечь от последующих болезней. Иногда своими действиями родители неосознанно добавляют болезни привлекательности в глазах ребенка, усиливая таким образом и саму вероятность болезни. 

"Схожу с ума!"

донт паникЕсли родители буквально «сходят с ума» при малейшем насморке ребенка, начинают дежурить у его кровати и не спать ночами даже при невинных заболеваниях, постоянно тревожно щупают его лоб или бдительно заглядывают в горшок – это может стать положительным подкреплением для болезненного состояния ребенка. Время болезни для ребенка – время сверх внимания к нему и приятных для него эмоций, ощущения своей драгоценности для родителей.

Есть два направления по которым болезненные состояния ребенка могут усиливаться.

- намеренное усиление малозаметных симптомов недомогания

Так, если у ребенка слегка кольнуло в животе, он может сразу же лечь и начать «страдать» в надежде на поток особого внимания. Полежав и поволновавшись, а вдруг болезнь действительно смертельна, ребенок может почувствовать усиление симптомом, связанное с психологическим состоянием, это уже внушенная самому себе болезнь.

Усиление имеющихся симптомов в психологии названо аггравация. Иногда все дети это делают, но если вы выдаете рекордные баллы по эмоциональной шкале в ответ на болезнь ребенка, готовьтесь встречать аггравацию чаще. Аггравация опасна тем, что начавшись, как небольшое лукавство, переживается как реальная болезнь, дискомфортное состояние. Привыкнув часто аггравировать ребенок формирует образ себя, как слабого и болезненного существа.

- бессознательное порождение болезни

Бессознательное играет в жизни ребенка большую роль, возможно, нам даже трудно осознать, насколько большую. Бессознательная область стремится решить проблемы ребенка, но у нее весьма специфические представления о добре, иногда даже разрушительные. Так, бессознательно ребенок может «решить», что ему лучше болеть, так он сохраняет привязанность родителей или скрепляет брак самых дорогих для него людей на земле. Хорошим примером такого "решения" являются болезни, которыми заболевают старшие дети сразу после рождения младших. Ребенок понимает, что он бессилен вернуть любовь родителей (теперь поделенную с малышом), и тут его бессознательное подсказывает организму прекрасный выход – болезнь. Ведь, болезнь – единственное, что сейчас оторвет маму от кроватки с новорожденным и вернет на ее боевой пост рядом с кроватью старшего. А иначе, сколько ни проси, мама не придет, потому, что занята.

Если на аггравацию ребенок имеет значительное влияние, оно подчинено его воле, то уже бессознательное «решение» болеть вне контроля ребенка, он просто заболевает и страдает.

Бессознательное продуцирование болезни – сложное явление, часто на него трудно повлиять. Но оно питается всегда одним – повышенным вниманием и эмоциональностью в отношении болезни ребенка.

Люди  в своей бесконтрольной тревоге могут оправдывать себя тем, что такие вот они «сумасшедшие родители» и «не могут быть равнодушными». Могут даже отчасти гордиться тем, как волнуются за свое чадо видеть в этом признак высокого нравственного стандарта. Однако, повышенная эмоциональность в отношении болезни ребенка вредна, с ней надо работать самостоятельно или обращаться за помощью, но не сливать тревогу на ребенка.

Фейерверк возможностей

разбивает тарелку с горохомДругая вполне объяснимая, но от этого не менее деструктивная тактика: заваливать ребенка подарками и одаривать особым отношением во время болезни. Истоки такой тактики очевидны: ребенок болеет, ему плохо, и вы хотите его чем – то обрадовать, есть теория, что позитивные эмоции помогают справиться с болезнью. Вы можете покупать ребенку более дорогие чем обычно подарки, разрешать бесконтрольно играть в компьютерные игры, которые обычно под запретом. Вы не делаете ребенку замечаний так часто, как обычно, жалея его. Болезнь порождает особое отношение, которое слишком приятно ребенку, чтобы быстро от него отказываться. Ведь выздоровеешь и начнутся прежние ограничения и придирки! Не всегда болезнь столь мучительна для ребенка, чтобы перекрыть те бонусы, ту вторичную выгоду, которую дает ребенку особое отношение родителей.

Фейерверк возможностей в ответ на болезнь ребенка может вызывать и аггравацию имеющихся симптомов, и бессознательное порождение болезни. Так, если жизнь становится тяжелой и полной стрессов для ребенка он может использовать механизм соматизации, превращение эмоций в болезненные симптомы. Ребенок как бы прячется в болезнь от жизненных трудностей.

Создание «больного образа»

В периоды здоровья родители могут не отпускать воспоминания о прошлых болезнях и тревожиться о возможных новых недомоганиях ребенка. Они могут стать чрезмерно бдительными, сверх чувствительными к любым проявлениям недомоганий или к самой возможности их получить (например, простудиться или отравиться). Также родители могут с непреходящим ужасом вспоминать и рассказывать, как ребенку было плохо, а им было страшно за него во время прошлых болезней.  В копилку «больного образа» ребенка также идут бесконечные хождения по врачам с целью сдать все известные в мире анализы, чтобы не пропустить коварную затаившуюся болезнь.

Заострение внимания на болезни и чрезмерная мнительность родителей передают ребенку идею его слабости, болезненности, родители представляют его хрупким сосудом, готовым разбиться от любого дуновения.

мимозаИдея физической слабости ребенка постепенно становится частью его мнения о себе. Теперь уже он и в собственных глазах весьма слабое существо. Нам известен замечательный пример русского полководца Суворова, который в очень юном возрасте, благодаря силе своего духа преодолел физическую слабость. Это удивительно вдохновляющий, но, к сожалению, редкий пример. Обыкновенно ребенок, видящий себя слабым постепенно сползает в еще большую немощь и пассивность. Так что культивирование образа «слабенького», «болезненного» ребенка обернется для него еще большей физической слабостью. Слабого и часто болеющего ребенка, безусловно, надо поддерживать и лечить, но при этом надо стараться укрепить его характер, укрепить тело, а не завернуть в кокон одеял и вашей заботы. 

© Елизавета Филоненко

 

Вопрос-ответ

Если у вас есть вопросы или проблемы связанные с отношениями в семье, напишите мне. Ответ будет опубликован в разделе "вопрос/ответ"

Задать вопрос

Запись на прием

Расскажите обо мне!

Пусть Ваши друзья и знакомые узнают о этом сайте! Заходите на страницы данного портала в любимой социальной сети!

 

vkontakte copy

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.