elizaveta rounded

Обучающие курсы

Дистанционные курсы - результат моей психотерапевтической работы с семьями и проведения занятий для родителей. Это специально отобранный теоретический материал по психологии и воспитанию детей, тесты и практические задания, которые помогают лучше усваивать теорию.

Воспитание ребенка от 1 до 3 лет

Воспитание ребенка от 3 до 6 лет

Психология консультирования

Первый шаг к управлению собственными эмоциями: самонаблюдение, выявление тех эмоциональных состояний, которыми планируется управлять.

Важная часть самонаблюдения – принятие обнаруженных чувств. Действительно, признание за собой тех или иных чувств, которые зачастую не льстят нашему самолюбию – это и есть их принятие, то есть признание того, что они существуют и внутреннее согласие с этим. Это не так просто, как кажется на первый взгляд, но это необходимый шаг. Ведь можно столкнуться не только с приятными или нейтральными чувствами, но и с крайне тяжелыми проявлениями собственной человеческой природы.

Те чувства, которые, по какой – то причине не удобны, кажутся неуместными человек либо отрицает, либо осуждает. Не успев осознать, свои чувства: тщеславие, жестокость, жадность, равнодушие, мы тут же бросаемся давать им оценку («но, это же ужасно, что мне все равно!», «но это же плохо, чувствовать ненависть!»). В результате на человека накатывает новая волна негатива – вина, самоосуждение, беспомощность.

Работая со своими чувствами, нужно стараться относиться к ним, как к природному явлению, как к чему – то такому, что свойственно людям вообще, а если вы человек, то значит, и вам тоже. Природа любого управления тесно связана с глубоким знанием того, чем планируешь управлять. А для этого нужно быть способным наблюдать и изучать. Но как изучать, если сразу начинается борьба, если вас пугает и отвращает само осознание наличия некоего переживания у вас? Итак, постараемся отнестись насколько можно нейтрально, лояльно к тем чувствам, которые мы обнаружили у себя в процессе самонаблюдения.

Управлять собой, своими чувствами… Заманчиво. Конечно, срезу вспоминаются все неприятные чувства, с которыми поскорее бы хотелось «управиться» – страх, подавленность, тоска, гнев. Эти чувства мешают жить счастливо и слишком часто портят отношения с окружающими. И первое, что человек хочет знать – как избавить себя от боли неприятных, негативных переживаний. И вполне понятно зачем. Понятно, зачем управлять обидой – что бы не испытывать горечь этой самой обиды. Хотя, безусловно, в страдании, в том числе и страдании от негативных переживаний есть своеобразное удовольствие.

«Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался, и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…»

Достоевский, «Братья Карамазовы».

Снизить градус такой обиды вряд ли удастся, ведь обида имеет компонент приятности и возможно, служит каким – то целям человека: привлекает внимание, сигнализирует, что с ним что – то не так и окружающие должны на это реагировать.

Таким образом, некоторые неприятные эмоции имеют для их владельца элемент полезности. Человек может извлекать для себя выгоду в виде собственного удовольствия или влияния на окружающих. В таком случае ситуация требует более подробного анализа и распутывания этих взаимосвязей.

Однако, вернемся к идее управления эмоциями, которую предлагает нам теория эмоционального интеллекта. В модели эмоционального интеллекта считается, что управления требуют не только отрицательные, но и положительные эмоции.

Как насчет того, чтобы намеренно вызывать в себе положительное эмоции – воодушевление, радость, интерес, счастье? Такие эмоции вызывают у человека помимо приятных ощущений еще ряд полезных явлений.

-С воодушевлением и вдохновением работается легче.

-Результаты работы, как правило, выше, если вы работаете в русле своего интереса. -Переживание счастья дает людям помимо удовольствия физиологическую пользу.

Вообще, любые положительные эмоции хорошо влияют на физическое состояние, а негативные наоборот отрицательно. Всем неприятно испытывать тревогу, но лишь немногие по- настоящему осознают, насколько масштабно ее разрушительное влияние на организм человека.

Управление эмоциями надо понимать шире, чем просто нивелирование одних и выращивание других эмоций. Это в случае необходимости и перенаправление в нужное русло определенной энергии эмоций.

В негативных эмоциях, например в гневе, существует огромная сила. Иногда она обрушивается на окружающих. Например, разозлившись, человек может на кого – то сильно накричать или ударить.

В другом случае сила гнева может повлиять на самого человека – часто испытывая и подавляя злобу, человек начинает болеть, например гипертонией.

Так что же делать с гневом?

Можно работать с интенсивностью гнева путем разбора и осмысления установок, которые лежат в основе картины мира конкретного человека. И это одно из направлений работы с эмоциями человека. То, как мы думаем, влияет на то, что мы чувствуем. Непрерывно происходящий внутри вашей головы монолог может усиливать или ослаблять эмоции в зависимости от его содержания. Эмоции не поддаются непосредственному воздействию, но на них можно влиять с помощью наших мыслей.

Мы можем менять содержание внутреннего монолога по своему желанию, это возможно. Выбор правильного «способа думать» может радикально изменить вашу эмоциональную жизнь. Для того, чтобы проанализировать то, как ваши мысли влияют на ваши чувства нужна, как правило, помощь квалифицированного психолога. Эту работу трудно унифицировать, так как содержание и свойства внутреннего монолога индивидуальны для каждого, а часть этого монолога без специальной работы вообще не осознается человеком. Именно поэтому для результативной работы требуется помощь специалиста.

С другой стороны, можно и нужно работать над поведенческим воплощением эмоции гнева. Можно разозлиться, и можно дать понять это окружающим. Но, каким образом? Что является приемлемым, а что неадекватным способом выражения гнева? Это вопрос индивидуальный, он имеет этическую, ценностную основу. Для кого – то кричать и кидаться тарелками – вполне приемлемо и нормально. Подрались, все покричали и счастливые разошлись, выпустив пар. У других же людей, и таких гораздо больше, такие гневные вспышки запускают новый виток страданий – вина, подавленность, тоска, бессилие. В рамках повышения уровня своей эмоциональной компетентности можно увеличивать репертуар поведенческого воплощения чувств. Например, один из рабочих способов выражения гнева является физическая активность (бег, быстрая ходьба).

Так что еще можно сделать с чувством, эмоцией? Ее можно перенаправить. Например, использовать энергию эмоции, чтобы что – то сделать, продвинуться, преодолеть инертность, лень. Причем, направить осознанно. Между осознанным и неосознанным перенаправлением существует значительная разница.

Пример неосознанного перенаправления: супруга и мать, злясь на своих детей и мужа, начинает убирать квартиру, вся энергия ее уходит на эти акты мытья и уборки. Действия в конечном итоге могут иметь и агрессивное смысловое наполнение, т.к. она своей чистотой и «праведными» требованиями соблюдать порядок может замучить всю семью. Причем поводом для скандала будет именно нарушения порядка домочадцами, а не те поступки, слова и действия, которые изначально вызвали ее гнев. Решить проблему возникновения агрессии в таком случае невозможно, т.к. женщина благополучно проскакивает тот изначальный эмоциональный импульс, который и вызвал желание пойти и все перегладить – перестирать. Она не осознает его причину, выплескивает энергию вовне, не поняв, что, собственно, случилось. А поводом для скандала и глубокого (часто неадекватно глубокого) возмущения, конечно, служат разбросанные вещи. Домочадцы при этом недоумевают, как столь ничтожный повод может вызывать такую бурю. Дело в том, что буря подогрета в другом котле, который остался за кадром.

Вообще гнев часто вызывает желание действовать, дело в том, что при гневе кровь приливает к конечностям и требуется разрядка. Вот физические действия и дают такую разрядку. Отжаться, заняться спортом, быстро пройтись – хороший способ бороться с гневом. А женщины, интуитивно часто выбирают домашнюю физическую работу. Но, опять же, между осознанной тактикой перенаправления гнева и неосознанной существует большая разница. Та же самая домохозяйка, может осознанно в приступе гнева пойти мыть полы, но позже в спокойном состоянии подумать или обсудить с обидчиком, как им решить тот конфликт, который послужил поводом для гнева.

Другой пример осознанного перенаправления эмоции. Допустим молодой человек, испытывает зависть в отношении начальственных привилегий, и злится, возможно, от того, что эти привилегии оскорбительно демонстративны, не всегда заслужены, чрезмерны. Эти постоянно возникающие чувства он может осознанно направить, преодолевая с их помощью свою лень в отношении саморазвития. Подобные чувства – отличные мотиваторы, для самообучения и вообще шевелений в области карьеры. Когда молодому человеку из нашего примера будет лень искать себе курсы по обучению английскому, он может вспомнить, какие чувства он испытывал в отношении своего начальника. Возможно в тот момент, когда он будет решать, провести ли вечер с бокалом пива или позаниматься чем – то полезным для своей карьеры, его чувства недовольства и гнева на его сегодняшнее социальное положение станут двигателем и определят его выбор.

Негативные чувства могут принести немало пользы, надо только, как говорится, знать, как их готовить. В противном случае эти чувства, будут только отравлять жизнь, подобно яду, попавшему в организм.

Унижены зависимым положением? Не отворачивайтесь от своего чувства и не страдайте понапрасну, а лучше используйте его энергию. Множество великих прорывов сделаны на основе такого вот перенаправления.

Нам с детства твердили, что завидовать плохо, мы и научились скрывать от других и даже самих себя свои чувства. А ведь в зависти заключена огромная сила.

«Зависть – родная сестра соревнования, следовательно из хорошего роду.»

А.С. Пушкин

Нужно просто ее осознать и направить. Зависть говорит о ваших неудовлетворенных потребностях, амбициях, потенциале, интересах. Люди завидуют разным вещам – кто-то карьере, кто-то власти, а кто – то удачному замужеству. В глубоком анализе этого чувства заключены большие возможности. Области, на которые у вас распространяется зависть, для вас особенно важны, вам нужно прикладывать энергию именно в этих областях. Зависть служит своеобразным индикатором того, что для вас ценно и важно в жизни. Будьте внимательны к этим сигналам, не игнорируйте их. Зависть также может служить двигателем для вашего личностного роста, если вы позволите себе признать ценность и важность лично для себя тех вещей, которым вы завидуете.

Другое чувство, мучающее людей – стыд. «Неудобно пред людьми». Знакомо? Давайте попробуем использовать это чувство в своих интересах!

Практический совет: попробуйте применить следующую тактику: в следующий раз, задумав что-то сделать, сообщите о своих намерениях важным для вас людям (членам семьи, друзьям, коллегам). Таким образом, вы используете в качестве мотивации ожидания других людей в отношении вас, а это повышаете ваше чувство ответственности. Это простая и изящная стратегия, которая способствует повышению вашей результативности.

Сама идея управления чувствами должна быть понята точно. Управление чувствами не похоже на анестезию, это не значит, что демоны, которые сейчас вас терзают, вдруг улетят и никогда не вернутся. Чувства, как приятные, так и неприятные – совершенно неотъемлемая часть человеческого существа. Но взаимоотношения с ними, как с некими внутренними сущностями можно и нужно устанавливать с пользой для своей жизни. Управление чувствами, дает вам шанс надеяться на то, что в критической ситуации вы сможете занять активную позицию и противостоять хаосу эмоций.

Повышение навыков в управлении собой при любом раскладе повысит вашу лидерскую компетентность. Вы не можете рассчитывать на то, чтобы управлять другими, не умея управлять собой. Здесь имеется в виду не административная власть, которой вы можете быть наделены с силу своего положения, а именно власть лидера, которой наделяет вас само окружение. Такая власть осуществляется в основном за счет эмоций людей, которых вы побуждаете идти за собой. Именно на такую власть вы можете претендовать, только не будучи рабом собственных эмоций. Любой ваш успех в отношении управления собой, даже если он не связан с работой напрямую, повысит вашу лидерскую компетентность.

Запись на прием

Читайте в соцсетях!

Заходите на страницы данного портала в вашей любимой социальной сети!

vkontakte

facebook

2017 © Mama-Papa-Help.ru

Материалы сайта защищены законом об авторском праве.

При копировании информации, активная ссылка на источник обязательна.

разработка и продвижение

logo em bold